В возрасте до трех лет дети не понимают концепции исключительной собственности. Они знают, чего хотят, и берут это, если могут. Однако по мере взросления дети становятся способными различать «мое» и «не мое».
Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-то украл - у члена семьи, одноклассника или в магазине, рассмотрите множество возможных причин, по которым дети воруют:
- Невежество. Понимает ли ваш ребенок, что он поступил неправильно?
- Искушение. Ваш ребенок украл что-то, потому что это было прямо здесь и очень заманчиво?
- Внимание. Отражает ли воровство вашего ребенка потребность во внимании? Является ли украденный предмет заменой любви или привязанности? Может быть, это крик о помощи?
- Месть или гнев. Ваш ребенок ворует в отместку за что-то? Может быть он делает это, потому что кто-то другой получает больше привязанности или подарков, чем он?
- Острые ощущения. Ваш ребенок воровал для развлечения?
- Тестирование. Понимает ли ваш ребенок, что его поймают, и что произойдет, если это случится?
- Щедрость. Ваш ребенок украл, чтобы сделать подарок семье или друзьям?
- Независимость. Ваш ребенок воровал, чтобы продемонстрировать свою свободу и самостоятельность?
- Давление сверстников. Ваш ребенок воровал, чтобы владеть чем-то, что считается крутым?
- Хвастовство. Ваш ребенок воровал, чтобы похвастаться?
- Отсутствие денег. Ваш ребенок считает, что он не может получить украденный предмет каким-либо другим способом?
- Право. Считает ли ваш ребенок, что он заслуживает того, чтобы иметь все, что хочет?
- В большинстве случаев у вашего ребенка может быть более одной причины для кражи. Он может не понимать этих причин, не говоря уже о том, чтобы сказать вам, почему он это сделал.
Как остановить воровство
Если ребенок совсем маленький, помогите ему понять, что воровать нехорошо, что когда вы берете что-то, не спрашивая и не платя за это, это причиняет боль кому-то другому. Поговорите о том, как вы и он можете исправить положение человека или магазина, у которого он что-то взял.
Если ваш ребенок школьного возраста, рассмотрите следующие рекомендации:
- Как и при любом проблемном поведении, сосредоточьтесь на своей связи с ребенком. Убедитесь, что он чувствует вашу любовь и принятие, несмотря ни на что. Сообщите ему, что именно поэтому вы серьезно относитесь к его воровству. Именно потому, что вы любите его и видите в нем важного члена семьи, вы хотите помочь ему сделать другой выбор.
- Избегайте поучений и наказаний. Не говорите резким тоном, не называйте ребенка вором или плохим человеком и не предсказывайте плохое поведение в будущем. Негативные разговоры и наказания не решат проблему и, скорее всего, сделают ее еще хуже.
- Объясните ребенку, что плохого в краже. Скажите ему, что в вашей семье и в вашем сообществе воровство неприемлемо, потому что вы цените доверие и надежность. Помогите ребенку понять, что у кражи есть и жертва, и преступник, и что жертва обычно переживает из-за нее. Жертва также будет чувствовать себя преданной, если она является членом семьи или другом, потому что воровство является нарушением доверия. Последствия могут быть разными, но как минимум вор теряет доверие окружающих.
- Восстановите ущерб. Поговорите с ребенком о том, как он может исправить случившееся. Убедитесь, что он не получает никакой выгоды от кражи. Если ваш ребенок взял что-то у члена семьи или друга, обсудите способы возврата денег или замены украденных вещей. Если он взял что-то из магазина, подумайте о том, чтобы вернуться с ним в магазин и обсудить ситуацию с менеджером (в зависимости от обстоятельств это может быть или не быть хорошей идеей).
- Вместе оцените причины кражи. Просмотрите список из 12 возможных причин воровства, перечисленных выше. Попросите ребенка подумать об этом, чтобы вы могли решить проблему вместе. Мягко, но настойчиво поговорите с ним о том, почему он воровал, возможно, начав с причин, которые вы считаете наиболее вероятными.
- Помогите ему понять, что он сам должен выбрать честность и порядочность (или нечестность и подлость). Поговорите о том, что хорошее самочувствие и жизнь в заботливой семье намного ценнее всего, что вы можете когда-либо украсть.
- Будьте образцом честности и порядочности. Не воруйте ни у своего работодателя, ни у кого-либо еще, будь то ручки или деньги. Если в магазине вам дали слишком много сдачи, верните лишние деньги и обсудите это с ребенком. Когда вы обещаете своему ребенку, что сделаете что-то, всегда делайте это.
- Найдите другие образцы честности и порядочности. Ищите книги, видео и биографии, иллюстрирующие преимущества честности, порядочности, доверия и уважения. Укажите примеры честности, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
- Замечайте честные поступки и хвалите за них ребенка. Например: «Спасибо, что сказал мне, что это ты взял печенье из шкафа. Я не рад, что ты это сделал, но я очень рад, что ты рассказал мне об этом».
- После того, как вы обсудили кражу и устранили все последствия, не поднимайте эту тему снова. Позвольте ребенку двигаться дальше с чистого листа. Вы же не хотите, чтобы он чувствовал себя преступником.
- Помогите ребенку найти лучшие способы получить то, что он хочет. Мы живем в обществе потребления, где магазины часто размещают соблазнительные товары на уровне глаз детей. Помогите своему ребенку распознать искушение и обрести уверенность в том, что он может получить то, что хочет, если будет работать и копить на это. Может быть, вы будете давать ребенку карманные деньги и поможете ему планировать более крупные покупки. Или даже поможете ему найти подходящую по возрасту работу, которая будет приносить деньги и чувство собственного достоинства.
- Обратитесь за помощью, если вам это нужно. Если воровство продолжается или вы считаете, что это может быть признаком более сложных и серьезных проблем, обратитесь за профессиональной помощью.
Дона Мэтьюз
Доктор философии, психолог развития и автор четырех книг о детях, подростках и образовании