В возрасте до трех лет дети не понимают концепции исключительной собственности. Они знают, чего хотят, и берут это, если могут. Однако по ме...

Почему дети воруют и как это остановить

В возрасте до трех лет дети не понимают концепции исключительной собственности. Они знают, чего хотят, и берут это, если могут. Однако по мере взросления дети становятся способными различать «мое» и «не мое».


Если вы обнаружите, что ваш ребенок что-то украл - у члена семьи, одноклассника или в магазине, рассмотрите множество возможных причин, по которым дети воруют:


  • Невежество. Понимает ли ваш ребенок, что он поступил неправильно?
  • Искушение. Ваш ребенок украл что-то, потому что это было прямо здесь и очень заманчиво?
  • Внимание. Отражает ли воровство вашего ребенка потребность во внимании? Является ли украденный предмет заменой любви или привязанности? Может быть, это крик о помощи?
  • Месть или гнев. Ваш ребенок ворует в отместку за что-то? Может быть он делает это, потому что кто-то другой получает больше привязанности или подарков, чем он?
  • Острые ощущения. Ваш ребенок воровал для развлечения?
  • Тестирование. Понимает ли ваш ребенок, что его поймают, и что произойдет, если это случится?
  • Щедрость. Ваш ребенок украл, чтобы сделать подарок семье или друзьям?
  • Независимость. Ваш ребенок воровал, чтобы продемонстрировать свою свободу и самостоятельность?
  • Давление сверстников. Ваш ребенок воровал, чтобы владеть чем-то, что считается крутым?
  • Хвастовство. Ваш ребенок воровал, чтобы похвастаться?
  • Отсутствие денег. Ваш ребенок считает, что он не может получить украденный предмет каким-либо другим способом?
  • Право. Считает ли ваш ребенок, что он заслуживает того, чтобы иметь все, что хочет?
  • В большинстве случаев у вашего ребенка может быть более одной причины для кражи. Он может не понимать этих причин, не говоря уже о том, чтобы сказать вам, почему он это сделал.

Как остановить воровство


Если ребенок совсем маленький, помогите ему понять, что воровать нехорошо, что когда вы берете что-то, не спрашивая и не платя за это, это причиняет боль кому-то другому. Поговорите о том, как вы и он можете исправить положение человека или магазина, у которого он что-то взял.


Если ваш ребенок школьного возраста, рассмотрите следующие рекомендации:


  1. Как и при любом проблемном поведении, сосредоточьтесь на своей связи с ребенком. Убедитесь, что он чувствует вашу любовь и принятие, несмотря ни на что. Сообщите ему, что именно поэтому вы серьезно относитесь к его воровству. Именно потому, что вы любите его и видите в нем важного члена семьи, вы хотите помочь ему сделать другой выбор.
  2. Избегайте поучений и наказаний. Не говорите резким тоном, не называйте ребенка вором или плохим человеком и не предсказывайте плохое поведение в будущем. Негативные разговоры и наказания не решат проблему и, скорее всего, сделают ее еще хуже.
  3. Объясните ребенку, что плохого в краже. Скажите ему, что в вашей семье и в вашем сообществе воровство неприемлемо, потому что вы цените доверие и надежность. Помогите ребенку понять, что у кражи есть и жертва, и преступник, и что жертва обычно переживает из-за нее. Жертва также будет чувствовать себя преданной, если она является членом семьи или другом, потому что воровство является нарушением доверия. Последствия могут быть разными, но как минимум вор теряет доверие окружающих.
  4. Восстановите ущерб. Поговорите с ребенком о том, как он может исправить случившееся. Убедитесь, что он не получает никакой выгоды от кражи. Если ваш ребенок взял что-то у члена семьи или друга, обсудите способы возврата денег или замены украденных вещей. Если он взял что-то из магазина, подумайте о том, чтобы вернуться с ним в магазин и обсудить ситуацию с менеджером (в зависимости от обстоятельств это может быть или не быть хорошей идеей).
  5. Вместе оцените причины кражи. Просмотрите список из 12 возможных причин воровства, перечисленных выше. Попросите ребенка подумать об этом, чтобы вы могли решить проблему вместе. Мягко, но настойчиво поговорите с ним о том, почему он воровал, возможно, начав с причин, которые вы считаете наиболее вероятными.


  6. Помогите ему понять, что он сам должен выбрать честность и порядочность (или нечестность и подлость). Поговорите о том, что хорошее самочувствие и жизнь в заботливой семье намного ценнее всего, что вы можете когда-либо украсть.
  7. Будьте образцом честности и порядочности. Не воруйте ни у своего работодателя, ни у кого-либо еще, будь то ручки или деньги. Если в магазине вам дали слишком много сдачи, верните лишние деньги и обсудите это с ребенком. Когда вы обещаете своему ребенку, что сделаете что-то, всегда делайте это.
  8. Найдите другие образцы честности и порядочности. Ищите книги, видео и биографии, иллюстрирующие преимущества честности, порядочности, доверия и уважения. Укажите примеры честности, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни.
  9. Замечайте честные поступки и хвалите за них ребенка. Например: «Спасибо, что сказал мне, что это ты взял печенье из шкафа. Я не рад, что ты это сделал, но я очень рад, что ты рассказал мне об этом».
  10. После того, как вы обсудили кражу и устранили все последствия, не поднимайте эту тему снова. Позвольте ребенку двигаться дальше с чистого листа. Вы же не хотите, чтобы он чувствовал себя преступником.
  11. Помогите ребенку найти лучшие способы получить то, что он хочет. Мы живем в обществе потребления, где магазины часто размещают соблазнительные товары на уровне глаз детей. Помогите своему ребенку распознать искушение и обрести уверенность в том, что он может получить то, что хочет, если будет работать и копить на это. Может быть, вы будете давать ребенку карманные деньги и поможете ему планировать более крупные покупки. Или даже поможете ему найти подходящую по возрасту работу, которая будет приносить деньги и чувство собственного достоинства.
  12. Обратитесь за помощью, если вам это нужно. Если воровство продолжается или вы считаете, что это может быть признаком более сложных и серьезных проблем, обратитесь за профессиональной помощью.


Дона Мэтьюз
Доктор философии, психолог развития и автор четырех книг о детях, подростках и образовании